Психологическая подготовка дзюдоиста

Как и всякое психическое состояние, состояние готовности к соревнованию имеет сложную внутреннюю картинку. Это целая гамма переживаний. Спортсмен находится в состоянии ожидания предстоящего соревнования, перепятий спортивной борьбы, встречи со своими партнерами и противниками, готовиться к вступлению в борьбу, предугадывает ее течение и возможные результаты (этапные и конечные).
В то же время эти переживания характеризуются внешними проявлениями (поведение, действие) по которым, кстати говоря, можно объективно судить о психическом состоянии и ее динамике у спортсмена. Состояние психической готовности к соревнованию имеет, конечно, весьма сложную физиологическую основу, и как всякое психическое состояние является временным, т.е. характеризуется той или иной длительностью.
Состояние психической готовности возникает не спонтанно. Есть общее стремление к улучшению спортивных достижений в соревновательных условиях. Оно вызывается и закрепляется всем ходом воспитания и обучения спортсменов в процессе тренировки.
Это стремление еще специально формируется в процессе направленной психологической подготовки к каждому конкретному соревнованию, т.к. известно, что участие в любом соревновании для любого спортсмена, есть столкновение двух неповторимых составляющих: неповторимости условий соревнований с неповторимой индивидуальностью спортсмена. Диагностику состояния психической готовности к соревнованию следует рассматривать как одну из важнейших современных проблем психологии спорта. Эта проблема находится в самой начальной стадии разработки. При диагностике состояния психической готовности к соревнованию следует ориентироваться на признаки, входящие в синдром этого состояния, и следовательно использовать определенный комплекс диагностических методов.
В такой комплекс следует включить:
1) пробы которые могут быть использованы без учета специфики каждого вида спорта.
2) пробы специальные, т.е. отражающие специфику дзюдо.
Диагностика этого состояния связанна с соблюдением ряда условий:
- во-первых, необходимо чтобы диагностические пробы стали привычными для спортсмена, чтобы был устранен элемент новизны и влияния факторов упражняемости;
- во-вторых, показатели характеризующие каждый признак, должны быть типизированы, и в тоже время персонализированы.
В существующей практике диагностики состояния психической готовности к соревнованию используются следующие методы.
Для определения трезвой уверенности в своих силах: ассоциативный эксперимент (Л.П. Радченко), тесты для установления уровня притязаний и самооценки (Е. Генова, Л.П. Радченко), теппинг тест с установкой на максимальный темп (Ю.Я. Кисилев ) .Для исследования уровня эмоционального возбуждения :
1) треморометрия (Ю.Я. Кисилев)
2) реакция на время (В.Н. Петрович)
3) теппинг - тест в модификации -“спокойно”, ”быстро”, “максимально быстро” (Ю.Я. Кисилев).
Для определения помехоустойчивости: тесты Бурдени – Анфимовича в различных модификациях с усложнениями, с введением эмоционально возбуждающих или неожиданных внешних помех (Е. Герон, Г.Д. Горбунов). Для выяснения возможности произвольной регуляции двигательных действий: теппинг тест с установками “максимально быстро - вдвое медленее”, “спокойно - вдвое быстрее”, или “медленно” (Ю.Я. Кисилев), этот же тест в следующей модификации “ в удобном темпе - замедленно”, “в удобном темпе - максимально быстро”, “в удобном темпе”. Целесообразно уточнить, что если в определении и анализе психической готовности к соревнованию, в диагностике пробелов в этом состоянии, в выяснении их этиологии, основная роль в совместных усилиях тренера и психолога принадлежит психологу, то когда речь идет о путях и средствах психологической подготовки к соревнованию и средствах преодоления пробелов в психической подготовленности спортсменов, ведущее положение занимает тренер.

 



Вернуться в раздел Психологическая подготовка дзюдоиста