Психологическая подготовка дзюдоиста

Дзюдо в мире один из наиболее массовых олимпийских видов спорта. А точнее, второе место после футбола.


Большая популярность дзюдо объясняется прежде всего его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные, психические и волевые качества спортсмена. Занятия дзюдо оказывают положительное влияние на нервную систему.
Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки, в большей степени быстроте восприятия, переключения внимания, уравновешенности и сдержанности. Возросший уровень конкурентной борьбы на крупнейших турнирах и олимпийских играх вызывает необходимость совершенствования средств и методов не только разносторонней физической подготовленности, но и психологической подготовки спортсменов.
Дзюдоисты действуют на фоне сильного психического напряжения, характерного для любого единоборства. Угроза травмы делает дзюдо особенно острым и предъявляет повышенные требования к целому ряду психических процессов качеств и состояний спортсмена.
Дзюдоист во время поединка воспринимает большой объем информации о намерениях и действиях соперника. Поединки выдающихся дзюдоистов свидетельствуют об исключительно тонком восприятии ими всех ситуаций боевой обстановки, точном расчете времени и дистанции, умение находить нужный момент для атак и защит, оптимальном распределении мышечных усилий, быстром и точном тактическом мышлении. Что говорит не только о развитии специальных физических качеств, но и психологической подготовки спортсменов.
Вопросами психологической подготовки спортсменов занимается психология спорта.

 

Понятие "психологическая подготовка." Психологические особенности подготовки спортсмена, обусловленные спецификой дзюдо.

 

Успешное выступление в напряженном и трудном турнире, где приходится встречаться с разнообразными, порой опасными противниками, требует от дзюдоиста наряду с большим технико-тактическим совершенством и физической работоспособностью также и высокого уровня психологической подготовленности.
Психологическая подготовленность борца определяется:

  • во-первых, степенью развития специализированных восприятий: чувства дистанции и времени броска, ориентировки на ринге, быстроты реакции, умения предугадывать действия соперника, тактического мышления, внимания,
  • во-вторых, психологическим состоянием спортсмена.


При оптимальной психологической подготовленности у спортсмена наблюдается наивысший уровень развития перечисленных качеств и состояния так называемой психологической готовности.
Его характеризуют уверенность в себе, стремление бороться до конца и победить, способность мобилизовать все силы для достижения поставленной в схватке цели, значительная психическая устойчивость. Уровень развития специфических психических процессов проявляется в действиях борца на татами, во многом определяется успешностью развития природных задатков спортсмена, которые совершенствуются в процессе специальных упражнений.
Недостаточное развитие специфических психических функций борца или плохая компенсация их другими качествами, например – замедленной реакцией, большой быстротой движений или хорошим чувством дистанции отрицательно сказывается также и на достижении состояния готовности, т.к. вызывает у спортсмена чувство неуверенности или психической неустойчивости.

 

Психическая устойчивость – это способность спортсмена сохранять в трудных условиях тренировки и соревнований положительное эмоциональное состояние, работоспособность и психические качества, необходимые в поединке, несмотря на влияние факторов, вызывающих отрицательные эмоции и психическую напряженность.

 


А.Ц.Пуни считал, что в структуру состояния психологической устойчивости входят высокоразвитые познавательные, эмоциональные и волевые функции. “Готовность спортсмена к соревнованию складывается из уверенности в своих силах, стемления проявить себя и добиться победы, оптимального эмоционального возбуждения, высокой помехоустойчивости, способности произвольно управлять своим поведением”.

Несколько по другому подходит к пониманию состояния готовности спортсмена Г.М. Гагаева. Она считает , что это состояние является только эмоционально-волевым и характерезуется оптимальным уровнем афферентных и эфферентных систем организма . Под психологической готовностью спортсмена к соревнованию понимается возможность успешно выступать на соревнованиях. В психической готовности отводится большая роль уверенности, воле и т.д., которые не поддаются измерению и формализации и поэтому могут лишь дополнять полученные объективные данные исследований. Многие психологи спорта усматривают сущность психологической готовности спортсмена в различных воздействия на него экстремальных условий соревнований и возможности своевременно принять оптимальное решение в конкретной ситуации, в единстве деятельности и состояния, в непрерывном контроле и регуляции поведения.

Во время пред-соревновательной подготовки на обще-подготовительном этапе и акцент делается преимущественно на общую психологическую подготовку, а на специально –подготовительном этапе – на специальную психологическую подготовку к данному соревнованию. 
Основная задача тренера по дзюдо - это развитие у спортсменов целеустремленности, что является неотъемлемой частью психологической подготовки борцов. Её можно воспитывать при условии, что спортсмен проявляет глубокий интерес к дзюдо как искусству, и личную заинтересованность в спортивных достижениях. Тренер обязан разобрать с борцом все его положительные и отрицательные стороны подготовки.



Вернуться в раздел Психологическая подготовка дзюдоиста